Если вы периодически ходите в ночные клубы Москвы, невооруженным взглядом видно, что отрасль медленно, но верно сползает. Business Family много работает с этим сегментом, и мы на себе очень почувствовали нисходящий интерес аудитории к ночным клубам. Стало интересно, как обстоят дела в мире и какие сейчас там тренды.
Пару месяцев назад на встрече с одним из коллег я поднял эту тему. Оказалось, на улице, где он живет в Лондоне за последние 5 лет количество пабов сократилось с 10 до 5. Немного поискав данные в интернете, видим, что с 2001 по 2011 в Голландии количестве дискотек сократилось на 38%. В 2005 в Великобритании было 3144 клубов, а 10 лет спустя - уже 1733 согласно данным Association of Licensed Multiple Retailers. Выручка от ночных клубов в 2015 была £1.2 млрд. ($1.7 млрд), упав с £1.5 млрд. в 2010 г. Похожая картина наблюдается во всей Европе.
У этого негативного тренда есть несколько основных факторов:
- Стала дороже стоимость аренды, клубы вытесняют дальше из городов
- Растущие гонорары топовых диджеев
- Акцент на здоровый образ жизни
- Ограничение рекламы алкоголя
- Растущая нагрузка на работе и нехватка времени на ночные тусовки
- Конкуренция со стороны музыкальных фестивалей и обычных баров
- Развитие онлайн-коммуникации и дейтинга
То есть меняется бизнес-модель, меняется среда и падает интерес аудитории к клубам в целом.
Есть несколько исследований на эту тему, которые объясняют снижение интереса к ночным клубам в мире в целом у поколения миллениалов (рожденных в 1977-1994 гг). Это основная целевая аудитория для клубов в настоящий момент.
Считается, что поколение миллениалов ходит в клубы реже, чем предыдущее поколение Х. В мире, около 60% всех миллениалов ходит в клубы, а из них только четверть появляется в клубах чаще 1 раза в месяц. Походы в клубы происходят по специальным случаям, такие как девичники/мальчишники, концерт определенного диджея или звезды, запланированная поездка в города с ночной жизнью (типа Вегаса и Нью-Йорка). В этом же исследовании приводились причины, почему миллениалы не идут в клубы, из них самыми важными оказались наличие других способов знакомиться с новой музыкой и невозможность общения в клубах.
По сути, здесь клубы проиграли смартфонам и социальным сетям.
В тех же местах, которые выжили тоже происходят изменения как в бизнес-модели, так и концепции:
- вводится платный вход и заблаговременная продажа билетов (вместо очереди)
- развивается интерактивность, погружение за счет Дополненной и Виртуальной реальности: пенных вечеринок и УФ-света больше недостаточно
- растут требования к персонализации сервиса, для этого нужны новые ИТ-решения
- идет возвращение к простым классическим коктейлям в меню, а также отражение здорового образа жизни в меню - свежевыжатые соки и коктейли на их основе
- развиваются новые каналы маркетинга, через интернет и социальные сети
Будем следить, как этот тренд будет развиваться в Москве и думаем, как правильно это использовать для Business Family.